Наверх
vorle.ru

Большие проблемы маленьких людей: как не опоздать с помощью?

Общество

"Счастливые дети могут быть только у счастливых родителей". Мы не раз слышали такую фразу, и в жизни реальное подтверждение этих слов встречаем нередко. Родители порой, занимаясь своими делами, забывают о том, что их ребенок страдает от нехватки внимания и любви. Все это выливается в итоге в серьезные психологические расстройства. Как вовремя их разглядеть и чем можно помочь своему ребенку, корреспонденту ИА vRossii.ru рассказывает кандидат психологических наук, директор психологического центра, сертифицированный специалист в области детской и подростковой психотерапии, семейный психотерапевт, психолог-консультант Диана Гриник.

- Диана Валерьевна, сегодня, как мне кажется, очень многие люди нуждаются в помощи психолога, особенно дети. Так ли это?

Да, количество людей, обращающихся за психологической помощью, в последние годы неуклонно растёт. Думаю, что люди нуждались в ней и раньше, но в России, в отличие от многих западных стран, долгое время не был сформирован рынок психологических услуг, а также почему-то считалось постыдным обратиться к психологу или психотерапевту даже по поводу регулярно беспокоящей головной боли (что часто встречается у взрослого населения). Сейчас, к счастью, ситуация постепенно меняется, и в нашей стране психологическому здоровью с каждым днем начинают уделять все больше внимания. В обществе формируется новое отношение к профессии психолога.

В связи с тем, что появились психологи в детских садах, школах, стали открываться психологические центры, оказывающие качественную психологическую помощь, родители стали обращаться по поводу проблем своих детей гораздо чаще. Что касается взрослого населения - психолог пока не является «нормой жизни», например, как стоматолог или окулист, хотя душевных проблем хватает у каждого.

- По поводу каких детских и подростковых проблем чаще всего обращаются родители?

Часто возникновение мысли обратиться к детско-подростковому психологу совпадает с так называемыми возрастными кризисами в развитии ребенка (год-полтора, три-четыре, шесть-семь и подростковый период). Возрастной кризис означает, что в развитии человека происходит резкий скачок, что-то радикально меняется. Мама и папа же не успевают привыкнуть к этим изменениям, не учитывают их в общении, используют воспитательные приемы, уже не действенные в новых условиях. Все это накладывается на повышенную эмоциональность ребенка, характерную для переходных периодов. Капризы, агрессия, упрямство ребенка – и чувство беспомощности у родителей. «Я не знаю, что делать с этим ребенком!».

Нередко на консультацию приходят родители по рекомендации воспитателя, учителя, психолога (у которого, в силу специфики работы в образовательном учреждении, нет возможности, а порой и недостаточно компетенции для психотерапевтической работы с детьми и подростками). Агрессивный или застенчивый, медлительный или невнимательный, в общем, так или иначе, выделяется на общем фоне. «С Вашим ребенком что-то не так, сводите его к психологу» - эту фразу доводится услышать многим родителям.

В обобщённом виде, можно обозначить ряд достаточно типичных причин, обращения родителей к детскому психологу: психосоматические заболевания, невротические реакции (тики, заикание, энурез, энкопрез и пр.), детские психические травмы, тревожность и страхи, детская и подростковая агрессивность, гипер- и гипоактивность, проблемы общения у детей, детское непослушание, упрямство, капризы, развод родителей, воспитание и развитие детей с нарушенным развитием; психологическая готовность детей к школьному обучению.

- Откуда берут свое начало проблемы с психикой у детей? Они приобретенные или могут быть врожденными?

Большинство психологических сложностей детей и подростков отражают проблемы человеческих отношений, прежде всего, понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Часто эмоциональные расстройства, возникают преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего, с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами склонны к неврозам. Все это дает основание рассматривать невротическое состояние ребенка как своего рода психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье.

Часто причинами возникновения детских проблем являются социально-психологические факторы: наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье) и др.

Существуют и социально-культурные факторы возникновения проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Причинами возникновения невротических реакций являются: 1) конституциональный фактор - предрасположение (нервность родителей и аналогичные нарушения по родственным линиям); 2) общая нервная ослабленность; 3) неравномерность развития - временное ускорение одних психических функций и задержка других; 4) проблемы в эмоциональном развитии; 5) психический стресс, обусловленный несоответствием требований и ожиданий родителей темпераменту детей; 6) отсутствие стабилизирующей функции отца в семье (недостаточное участие, отсутствие) или чрезмерная пунктуальность, педантизм и строгость с его стороны; 7) болезненный, непроизвольный характер психомоторных расстройств и их связь с состоянием нервной системы в целом. Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. При создании благоприятных условий в семье, отсутствии конфликтов, соответствии воспитания реальным психофизиологическим возможностям детей, постепенном укреплении их нервной системы все отмеченные расстройства проходят или заметно уменьшаются к концу дошкольного возраста.

- Насколько опасно оставлять без внимания эти детские психологические проблемы? Во что они могут вылиться потом?

Существует мнение, что человек «должен» сам решать свои проблемы. Это справедливо для тех случаев, когда он действительно способен успешно это делать. Дети ещё слишком малы, чтобы иметь достаточный арсенал способов реагирования на стрессовые ситуации, но при этом, обладают достаточным количеством внутренних сил и ресурсов, которые возможно активизировать именно в психологической работе. Следует помнить главное – любой взрослый человек, ребёнок, подросток вовсе не «должен» оставаться без помощи, когда она ему необходима.

Последствия профессионального психологического «бездействия», чреваты многочисленными новыми сложностями и усугублением имеющихся симптомов. Психологически благополучен и здоров не тот, у кого нет никаких проблем, а тот, кто умеет их решать.

- Если у самих родителей есть психологические проблемы, могут ли у них расти здоровые дети?

Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую», если можно так сказать. Первопричина в них самих.

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а также гарантия, что большинство наших взрослых проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков.

- Как вы считаете, насколько это актуально для нашего города, и уделяется ли этому достаточно внимания?

Однозначно, психологическая помощь, как детям, так и взрослым актуальна для любого города, в том числе и активно развивающегося Орла. Жители нашего города также испытывают каждодневные стрессы различной интенсивности, напряжённость, нервозность, а порой и горе, одиночество, чем и объясняется востребованность психологических услуг.

Замечательно, что в последние годы в Орле появилось несколько частных психологических центров, что позволяет обратиться именно к высокопрофессиональным специалистам. Как выбрать хорошего специалиста для ребенка? На что нужно обратить внимание? Во-первых, конечно, на наличие у специалиста диплома о высшем психологическом образовании. В последнее время на психологов учат на множестве всевозможных курсов и краткосрочных программ, но качество такого обучения оставляет желать лучшего.

Во-вторых, желательно, чтобы специалист прошел специализированные программы повышения квалификации, желательно посвященные детской психотерапии. Расспросите специалиста о методах, которые он использует, профессиональный психолог не будет делать из этого секрета и с удовольствием расскажет вам о том, что он может предложить для работы с ребенком.

Важно подыскать для ребенка именно детского психолога. Специалист, который блестяще помог вашей подруге разобраться с проблемами в личной жизни, вовсе не обязательно также эффективно сможет помочь вашему ребенку. Осведомитесь у специалиста, опыт работы с детьми какого возраста у него есть, с каким возрастом он сам предпочитает работать.

Одно из важных профессиональных качеств именно детского психолога - умение быстро найти контакт с ребенком. Ни в коем случае не ведите ребенка второй раз к специалисту, если он наотрез отказывается идти. Видимо, по тем или иным причинам контакта не получилось, а эффективности от такой работы – никакой.

При этом имейте в виду, что не стоит ждать быстрых результатов и каких-то ярких изменений в своем ребенке после первых же занятий. Главный критерий, что вы правильно выбрали специалиста, который можно применить первые несколько занятий - ребенок готов идти занятие вновь и вновь.

- Как можно изменить ситуацию?

Ситуация уже меняется. Во-первых, в городе появляются специалисты со специализацией в области детской и подростковой психологии, психотерапии. Во-вторых, очень много родителей готовы принять профессиональную психологическую помощь для своих детишек. Хотя, остаются вопросы в этом направлении, которые пока не решены. И один из них, на мой взгляд, основной, заключается в малой заинтересованности большинства (сразу оговорюсь, не всех) психологов детских садов и школ, детских невропатологов, психотерапевтов в сотрудничестве. Только в тесном контакте друг с другом можно помочь нашим клиентам в полном объёме.

В связи с этим, в нашем центре мы планируем провести ряд конференций для специалистов по наиболее актуальным вопросам, касающимся детского развития и воспитания. И первая из них намечена на осень и посвящена вопросам психосоматических заболеваний у детей и подростков, так как в настоящее время число таких пациентов достигает 40—68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам. Известно, что, как и у взрослых, у детей происхождение психосоматических расстройств (сердечно-сосудистые расстройства, болезни желудочно-кишечного тракта, нейродермит и псориаз, психосексуальные и эндокринные расстройства, инфекционные болезни, а также у детей высокого риска) объясняется каким-либо одним фактором: особенностями развития, спецификой эмоциональных реакций, своеобразием личности, особенностями функционирования семьи и т.д. Существует многофакторная открытая модель болезни, которая объясняет происхождение психосоматических расстройств сочетанием социальных, психологических, биологических, в том числе, и неизвестных вредностей, перенесенных индивидом.

- Каждый родитель не может быть психологом, но все же ему нужно как-то помогать своим детям, в меру своих сил и возможностей. Как он может это сделать?

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, и большим подспорьем для них могут стать доступно написанные и интересные книги, посвящённые воспитанию детей (Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.В. Мурашова, А.И. Захаров, Кэтрин Кволс и мн.др.).

Напоследок хочется напомнить известную фразу «У счастливых родителей – счастливые дети». В желании сделать счастливым, психологически благополучным своего ребенка не забывайте о себе, и это автоматически скажется и на вашем малыше. Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: "Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?" На что мудрец им ответил: "Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней".



Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка