Наверх
vorle.ru

Наталья Чуева: "Говорить о серьезной дискриминации мигрантов не приходится"

Общество

В последние годы специалисты отмечают тенденцию к постоянному совершенствованию миграционного законодательства в целях его соответствия задачам государственной политики. Уходящий год не стал исключением. Вступившие в силу изменения в Федеральный закон РФ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" регламентировали механизм привлечения к трудовой деятельности отдельных категорий мигрантов. Об этом мы беседуем с начальником отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Белгородской области Натальей Чуевой.

-Наталья Сергеевна, какие нововведения для иностранных граждан вступили в силу в 2010 году?

-Для решения актуальных задач государственной миграционной политики с 1 июля 2010 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты, предоставляющие ряд существенных превенций иностранным гражданам - высококвалифицированным специалистам. Такими специалистами признаются иностранные граждане, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия их привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение заработной платы в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. На высококвалифицированных специалистов не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, само разрешение может выдаваться на срок до трех лет и неоднократно продлеваться. Приглашенному специалисту и членам его семьи на весь период трудовой деятельности может быть в упрощенном порядке оформлен вид на жительство.

Другой составляющей миграционной реформы явилось приведение в действие правового механизма, направленного на легализацию трудовой деятельности иностранных граждан, работающих у физических лиц. Такие иностранные граждане обязаны оформить в территориальных органах ФМС России специальный разрешительный документ - патент, подтвердить действие которого мигрант обязан ежемесячной уплатой фиксированного налога на доходы в размере 1 000 рублей.

- Как много трудовых мигрантов уже получили патент?

В течение первых пяти месяцев с момента вступления закона в силу к нам обратились 980 иностранных граждан, желающих оформить патент. Много это или мало? Судите сами. За аналогичный период 2009 года было оформлено 198 разрешений на работу мигрантам, трудоустраивающихся у физических лиц. Так что количественный показатель иностранным гражданам, законно работающих у российских граждан, вырос почти в пять раз. Такая динамика, по нашему мнению, является следствием упрощения процедуры получения разрешительных документов.

Кроме того, сумма налога на доходы физических лиц, уплаченная данной категорией мигрантов, превысила 2 миллиона рублей. Немаловажен и тот факт, что полученные средства остаются в местном бюджете. И это, безусловно, влияет на заинтересованность органов исполнительной власти и местного самоуправления в том, чтобы процесс легализации иностранцев на территории области шел как можно активнее.

- А предусмотрено ли законом наказание для иностранцев, работающих без патента?

- Хочу обратить внимание, что в случае отсутствия такого документа административное наказание в виде штрафа понесут и мигрант, и привлекающий его российский гражданин. Соответствующие изменения уже внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, за осуществление трудовой деятельности без патента иностранный гражданин может заплатить штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо без такового.

- Что нового законом предусмотрено для работодателей, использующих труд иностранных граждан?

С 1 июля 2010 года работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, не только о заключении, но и о расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Все уведомления представляются на бланках установленной формы в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты соответственно заключения, расторжения договора, а также предоставления отпуска.

- Наталья Сергеевна, позвольте теперь перевести нашу беседу в несколько иную плоскость. Не секрет, что отдельные общественные деятели выступают с критикой существующей миграционной политики, призывают даже к полному запрету на въезд иностранной рабочей силы и предельно жестким мерам по отношению к мигрантам. Насколько оправданы такие заявления? На Ваш взгляд, может ли Россия обойтись без мигрантов?

Чтобы ответить на Ваш вопрос позволю себе процитировать слова Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева из ежегодного Послания Федеральному Собранию. Президент отметил: "Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире…".

То, что России необходим качественный рывок на пути модернизации науки и производства, сомнений не вызывает, это единодушно признают даже критики действующей власти. Но в этой связи есть встречный вопрос оппонентам Президента и Правительства: а, собственно, какими силами Россия сможет обеспечить модернизацию? Трудовой потенциал страны стремительно сокращается, на него негативно влияют такие факторы, как ускоренное старение населения, рост смертности, отток населения из стратегических для страны территорий. Такие регионы, как Сибирь и Дальний Восток уже сейчас характеризуются высокими показателями миграционного неблагополучия. Отдельные субъекты России, как, например, Чукотский автономный округ и Магаданская область, потеряли более половины жителей.

По расчетам ученых, по плотности населения (а это менее 9 человек на 1 квадратный километр) Россия опережает всего 12 стран мира, пустынных, горных или северных, как она сама, и уступает в 2-3 раза Скандинавии и США, в 6-10 раз - соседям по СНГ, в 15 раз - Китаю, в 37 раз - Японии. Причем недонаселены все части страны, за исключением отдельных регионов Северного Кавказа. Не случайно председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин как-то заметил что "идеальным вариантом для страны было бы население в 500 миллионов человек".

Надо четко понимать, что только за счет внутренних человеческих ресурсов государство не сможет увеличить объемы производства и услуг. И не только сейчас, но и в предстоящие десятилетия. Именно поэтому тупиковым вариантом является полный отказ от планов привлечения иностранных работников на национальный рынок труда. Это мнение разделяют ведущие российские экономисты и демографы.

История России знает примеры, когда знания и опыт иностранцев были востребованы государством. Вспомним, что еще в начале XVIII века приглашенные Петром I специалисты из Германии, Голландии, Швейцарии способствовали становлению отечественной промышленности. Это позволило стране преодолеть многовековую отсталость, успешно завершить затяжную Северную войну, занять достойное место среди ведущих государств Европы. Прибывшие на постоянное место жительства иностранцы пользовались различными льготами и привилегиями. В том же русле выстраивалась миграционная политика и при более поздних правителях России. Таким образом, механизм привлечения высококвалифицированных специалистов успешно прошел апробацию на различных исторических этапах.

- И все же, не слишком ли много мигрантов работает сейчас в городах и районах области? Не влечет ли присутствие иностранцев жесткую конкуренцию на рынке труда, который и так пострадал в условиях кризиса?

Будем опираться на конкретные показатели. По состоянию на 1 декабря текущего года на территории Белгородской области на основании выданных разрешительных документов трудится почти 5,5 тысяч иностранных граждан. Данное количество составляет менее 1% от численности трудоспособного населения. Для сравнения, по данным Центра миграционных исследований в большинстве российских регионов доля иностранных работников в общей численности рабочей силы составляет 3-4%, а в Москве – даже 4,9%. За рубежом такое соотношение еще выше: во Франции, Италии, Великобритании - 5-7%, в Германии – более 9%, в Австрии – 13%.

В настоящий момент присутствие иностранных граждан практически не оказывает негативного влияния на рынок труда. Это во многом связано с действующим на территории области механизмом согласования с органами местного самоуправления и занятости населения привлечения иностранных работников. При этом работодателям рекомендовано привлекать трудовых мигрантов только при отсутствии кадров из числа местного населения. Данная норма направлена, прежде всего, на реализацию принципа приоритетного трудоустройства российских граждан, а значит, и снижение уровня безработицы. Если в январе текущего года данный показатель в целом по области составлял 1,82% от численности трудоспособного населения, то по итогам ноября снизился до 1,35%.

Кстати, с начала 2010 года 37 работодателей (или 10,5% от общего количества), принявших участие в заявочной кампании, заместили вакантные рабочие места российскими гражданами из числа соискателей, состоящих на учете в городских и районных Центрах занятости населения. При этом отдельными предприятиями оплачена стоимость услуг по переобучению и повышению квалификации российских граждан в высших и средних профессиональных учебных заведениях, с целью их дальнейшего трудоустройства на места, ранее замещаемые иностранными работниками. Таким образом, тезис о повышении социальной ответственности бизнеса перед обществом наглядно подкрепляется реальными делами.

- Распространено мнение о том, что мигранты вынуждены продавать свой труд за бесценок. Проводится ли миграционной службой либо другими заинтересованными ведомствами мониторинг реальных доходов иностранных работников?

Сотрудники отдела по вопросам трудовой миграции на основе анализа трудовых договоров, заключенных с иностранными гражданами, регулярно получают сведения об уровне среднемесячного заработка трудовых мигрантов. По состоянию на 1 ноября текущего года данный показатель составил 11 547 рублей, что 27,6% ниже оплаты труда российских граждан (15946 рублей). В разрезе отраслей экономики отраслей такой разрыв составляет от 3,6% до 36%. На протяжении 2010 года отмечается колебание среднемесячной заработной платы мигрантов в пределах 11-12 тысяч рублей. Разницу между трудовыми доходами мигрантов и россиян в 4-4,5 тысячи рублей вряд ли можно считать критичной. Соответственно, сложно в этой связи говорит о серьезной дискриминации мигрантов.

- Из каких стран в текущем году чаще всего приезжали иностранные работники?

Структуру регионального рынка иностранной рабочей силы составляют трудовые мигранты из Украины, Узбекистана, Молдовы, Армении и других государств, преимущественно стран-участников СНГ. Из стран дальнего зарубежья могу назвать Великобританию, Германию, Индию, Китай, Польшу, Турцию, Францию.

Всего на территории области трудятся иностранные работники из 33 государств Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки.

- Насколько сложно людям, воспитанным в различных культурных и религиозных традициях интегрироваться в современное российское общество? Ведь в отдельных регионах России время от времени происходят конфликты на национальной почве.

Хочу заметить, что Российскую Федерацию всегда отличало этническое и религиозное многообразие. На протяжении многих веков представители многих национальностей мирно сосуществовали и трудились в рамках единого государства. Поэтому предпосылки к такому плодотворному сотрудничеству заложены самой историей. И подавляющее большинство россиян и иностранцев это отчетливо понимает. Остроту в межнациональные отношения вносят, как правило, лишь отдельные лидеры общественно-политических движений и организаций национально - сепаратистского толка. Некоторые из них напрямую связаны с организованной преступностью, которая тоже заинтересована в искусственном нагнетании обстановки. Поэтому упомянутые конфликты, на мой взгляд, можно объяснить многолетним бездействием местных органов власти и внутренних дел, которые устранились от решения такого рода проблем. В Белгородской области, напротив, вопросы интеграции мигрантов в принимающее сообщество никогда не оставались без внимания.

На современном этапе государственная миграционная политика, в числе прочих, включает в себя задачи воспитания в обществе толерантности, обеспечения национального и межконфессионального согласия.

Мы особое внимание уделяем развитию всестороннего сотрудничества с национально-религиозными и общественными объединениями. Представители отдельных диаспор включены в состав постоянно действующего Общественно-консультативного совета при УФМС России по Белгородской области. На заседаниях совета детально обсуждаются вопросы межнациональных отношений, правовые и организационные основы временного пребывания, трудовой деятельности, обучения и социальной адаптации мигрантов. Регулярно проводим встречи, "круглые столы", в ходе которых происходит обмен мнениями, а, порой, и острые дискуссии по различным вопросам в сфере миграции. Все высказанные предложения обязательно анализируем и по возможности применяем в дальнейшей работе.

Национальным диаспорам оказывается консультативная помощь по вопросам применения российского законодательства в сфере миграции. В помещениях национально-религиозных объединений размещены информационные стенды с необходимыми законодательными и агитационными материалами, подробно разъясняется порядок обращения в территориальные органы исполнительной власти в случае нарушения законных трудовых прав.

Принимаемые меры способствуют повышению правовой грамотности мигрантов, предотвращению возможных социальных и этнических конфликтов на территории области.

Какие изменения могут ожидать трудовых мигрантов и работодателей в наступающем 2011 году?

В настоящий момент Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Законопроектом предусмотрена возможность трудоустройства иностранных граждан только к тем работодателями, которые предварительно представили заявки о потребности в иностранной рабочей силе в городские и районные Центры занятости населения. В случае принятия законопроекта будет устранена последняя из существующих в настоящее время существенных правовых коллизий в действующем миграционном законодательстве, которая предоставляет отдельным работодателям возможность уклониться от участия в ежегодных мероприятиях по сбору заявок.

Законопроект предполагает также увеличение срока подачи хозяйствующими субъектами заявок о потребности в иностранных работниках на очередной год (до 1 июля предшествующего года). Это, безусловно, является позитивным шагом, так как позволит привлечь к участию в заявочной кампании максимально возможный круг предприятий и организаций, предоставить последним возможность более точно оценить дефицит рабочей силы и реальную потребность своего бизнеса в иностранных работниках.

В целом, на наш взгляд, вступление указанного законопроекта юридическую силы позволит усилить государственный контроль над рынком иностранной рабочей силы, оптимизировать существующий механизм квотирования, повысить достоверность сведений о потребности в иностранных работниках, представляемых работодателями.

- И последний вопрос. Какие направления работы отдела по вопросам трудовой миграции были, на Ваш взгляд, ключевыми в текущем году?

Проблемные вопросы, над решением которых мы активно работали на протяжении последних лет, остаются актуальными и сегодня. В числе приоритетных задач – повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг, дальнейшая реализация и совершенствование механизма организованного набора квалифицированных специалистов из-за рубежа, легализация иностранных граждан, работающих у физических лиц. Повышенного внимания требуют многоуровневый мониторинг ситуации на региональном рынке труда, оказание консультационной и правовой помощи иностранным работникам, активное противодействие нарушениям миграционного законодательства.

Успешное решение поставленных задач – это наш прямой вклад в достижение социальной, экономической, миграционной стабильности на территории региона.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка