Наверх
vorle.ru

Готическая поэма

Общество

В прошлом году проходили парламентские слушания, на которых принималась "Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности", рассчитанная до 2020 года. Среди прочего, разработчиков концепции всерьез заинтересовали молодежные субкультуры - "готы" и "эмо".

Эти явления признавались опасными для психического здоровья ребенка и фактически были поставлены в один ряд со скинхедами и футбольными хулиганами. Авторы концепции говорят, что многие ее положения обретут законную силу уже летом 2009 года. Корреспондент ИА v.Rossii.ru выяснял, как с этим обстоят дела в Тульской области, и так ли страшен эмо и гот, как его малюют.

Т.н. готы появились в конце 70-х годов XX-го века в США и Великобритании на волне пост-панка. Характерные черты "готического мировоззрения" - это пристрастие к "темному" восприятию мира, романтически-депрессивный взгляд на жизнь. Такое восприятие отражается в поведении - гот обычно замкнут, депрессивен, раним, нелюдим и интересуется "темной" мистикой. Восприятие смерти как фетиша, эстетизация смерти - своего рода визитная карточка этой субкультуры, что отражается во внешнем виде готов и готесс: остальным цветам готы предпочитают черный, а мрачный мейк-ап делает их похожими на вампиров и покойников. Готы любят гулять по кладбищам, хотя, как правило, по большей части этим занимаются неофиты, для которых существует внутрисубкультурный термин - "херка". Так иронично называют "олдовые" готы школьника, который только начинает прикасаться к основам "темного романтизма" и плохо разбирается в "темной" философии. По мнению молодых "адептов", такие прогулки помогают им "сблизиться со смертью, подумать о боли в своей душе". Распитие спиртных напитков не приветствуется, но случается. Но все же гот больше идет на кладбище, чтобы проникнуться "мертвой" атмосферой и сфотографироваться на фоне понравившихся надгробий. "Культовое" для тульских готов место - Всехсвятское кладбище. "Всехсвятское кладбище имеет большую культурную и художественную ценность. Это подтверждается наличием саркофагов и надгробий различной формы, выполненных из белого камня, гранита, мрамора и металла в стилях, начиная от барокко и заканчивая модерном, а также наличием кованых крестов и оград", - так заявляют сами готы на одном из тульских "готичных" Интернет-ресурсов. Вандализмом же, по словам самих готов, могут заниматься лишь вышеназванные неофиты - и это вызывает суровое порицание и неуважение со стороны "взрослых" готов. Также темные романтики собираются в скверике возле Успенского кафедрального собора, гуляют по железной дороге вдоль Упы и посещают различные заброшенные строения. "Гот - это состояние души, а не походы на кладбище, - утверждают они, - а могилы - это святое для готов место, которое мы никогда не оскверним".

Впрочем, готы постарше в философии тоже редко когда разбираются, большинство принимают лишь эстетическую сторону. Те же, кто воспринимает все совсем всерьез, видят мир следующими глазами. Гот - творческий нонконформист, он не принимает законов циничного и продажного внешнего мира, в котором нет места искренним человеческим чувствам и царит безвкусица и бессовестная прагматика. Готы "носят траур по убогому миру" и стараются как можно меньше с ним соприкасаться. Протест окрашен в "темные" тона не случайно - готы "нелюдимы", а следовательно - "нелюди", готы не "жильцы" падшего мира, а следовательно - "нежить". Это своего рода символическая манифестация своей асоциальности. Асоциальный - значит "мертвый", но мертвый только для этого мира. Хотя всерьез, повторимся, к этому относится мало кто, и среди многообразия готичных стилей (киберготы, трайблготы, фетишготы и т.д.) выработался даже корпоративный готический стиль - для готов, работающих в офисах. Гот редко когда является сатанистом, хотя внешний вид может вводить в заблуждение. Среди готов часто встречаются т.н. "неоязычники", но все же большинство - это "темные" модники, которых привлекает лишь эстетическая сторона.

Эмо - молодежная субкультура, сформировавшаяся из поклонников одноименного музыкального стиля, появившегося также на волне пост-панка в 80-х годах в США. "Эмо" (от англ. "emo", "emotional" - "эмоциональный") - вид хардкора, отличительной чертой которого является манера пения: вокалист ревет, визжит, стонет и шепчет, в общем - эмоционирует на полную катушку. Как правило, группа поет о личных переживаниях и реже несет социальное послание. Многие считают, что изначально термин "эмо" употреблялся только с иронией - так называли целый ряд вашингтонских групп: Rites Of Spring, Embrace, Rain и др. Те, кому не нравился их стиль, в шутку называли их "эмо-кором". А через несколько лет это слово стали употреблять как название нового музыкального стиля. Стиль популярен среди подростков 11-13 лет, реже - 17-18. Типичного эмо-кида характеризует ранимое и депрессивное мироощущение, острое чувство мировой несправедливости, принципиально инфантильный взгляд на мир и интровертность. Он мечтает о счастливой и искренней любви, о верной дружбе и не стесняется выражать своих чувств. Эмо - романтик, он начисто лишен какой-либо агрессии, разве что только агрессии по отношению к самому себе. Каждый эмо предпочитает "сильные" чувства - он не желает радоваться и грустить вполсилы. Основная критика течения направлена именно на этот аспект, поскольку постоянная депрессивность и культивирование боли и печали, по мнению психологов, - прямая дорога к формированию суицидальных наклонностей. Одежда и атрибутика эмо-кидов отличается соединением депрессивного, темного (черный цвет) и романтического, нежного (розовый, пурпурный). Традиционная прическа эмо - рваная косая челка до кончика носа – в общем-то необязательна, и обычно предпочтение отдается жестким черным прямым волосам. Девушки часто носят детские смешные прически с заколками, бантиками. Так характеризует эмо энциклопедия. Сами же эмо пишут про себя вот что: "Одиночество, то бишь... ненавижу одиночество... иногда у меня создается впечатление, что меня люди не видят, что я исчезла вот так вот, посреди улицы... никто не звонит... так сложно жить в одиночестве... вот я опять вас этой темой гружу... НАБОЛЕЛО...ходишь как тень по земле и никому ты не нужен... на свете так много людей, так почему мы испытываем одиночество? Вопрос, заводящий меня в тупик... помогите.... Эта тема меня бесит! Но я постоянно за нее цепляюсь... Кстати, у всех челочка направо, а у меня налево... опять не такая как все..." - квинтэссенция мировоззрения эмо, найденного на одном из эмо-блогов. В Туле эмо обычно собираются возле супермаркета "Егорьевский" перед поворотом на Красноармейский проспект, также их можно встретить в подземных переходах.

В чем же причина увлечения детей подобными "депрессивными" субкультурами? С 12 лет до возраста формальной зрелости в человеке начинает формироваться его собственное видение мира: подросток учится быть личностью, он начинает созревать как физиологически, так и психически, "нащупывает" собственную идентификацию, свою неповторимость. Внутри него занозами сидят еще не загубленные взрослой "реальностью" идеалы: идеал настоящей любви, верной дружбы, яркой и насыщенной жизни, потребность чувствовать себя кому-то нужным. Эти идеалы, как правило, не находят своей реализации в прагматичном и холодном мире, где все подчинено единственному тотальному закону - закону выгоды. В этом возрасте дети очень хорошо понимают, подчас бессознательно, - то, что им говорят взрослые, не обязательно правда. Взрослые не живут так, как они говорят. Взрослым (родителям и учителям) в этот период нужно ой как постараться, чтобы сохранить доверие ребенка, потому что, если доверия нет, ребенок будет искать себе в жизни альтернативные ориентиры. Вся эта "неуравновешенность" и "деструктивность" психологического портрета типичного гота или эмо нарисована на лице практически каждого подростка этого возраста. Переходный возраст - это кризис. Суицидальные наклонности увеличиваются в период кризиса - это самоочевидный факт. И запретами тут дело не исправишь - как будто культуру в принципе можно запретить, пусть и с приставкой "суб"? Да и нет лучшей рекламы для той или иной субкультуры, чем выведение ее за рамки закона. Остается в очередной раз поразиться запредельной маститости бренд-менеджеров, сидящих на неизвестно каком запредельном верху и понявших, что на подростковой потерянности можно делать деньги. С детьми нужно работать. Нужно искать к ним подход, воспитывать их, любить.

Новые молодежные субкультуры появляются практически каждое десятилетие. Появляются как очень наивная реакция на не прошедший проверку на вшивость мир. А вместе протестовать, когда тебе 14 лет, не страшно, а даже весело. Самоидентичность русского народа, за которую так многие сейчас переживают, не разрушили хиппи 70-х, не разрушили панки 80-х. Дети вырастают и, как правило, становятся другими. А выдвижение подобных инициатив со стороны власти - все-таки добрый знак. Потому что осознание плачевного положения духовно-нравственного уровня молодежи - уже хорошо. Ведь кроме "деструктива" детских субкультур, на абсолютно законных основаниях существует взрослый и по-настоящему действенный "деструктив" - тот же телевизионный террор, целенаправленно разрушающий зачатки нравственности и интеллекта в подростковых головах. Без имен и названий, их все знают.

Поэтому, чтобы сохранить детскую неокрепшую психику здоровой и не воспитать поколение социальных неудачников и тотальных инфантилов, нужны не запреты "втупую", а желание понять ребенка и помочь ему на этом сложном этапе. Этапе вхождения во взрослую жизнь, где черных полос часто бывает гораздо больше, чем розовых.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ