Наверх
vorle.ru

Битва садов?

Образование

Являются ли конкурентами частные и муниципальные детские сады.

Следуя программе демографического развития и увеличения рождаемости в России, государству необходимо обеспечить максимально удобное прохождение всех этапов материнства. Один из таких отрезков — это период пребывания ребенка в детском саду.

Родители, волнуясь об условиях нахождения детей в группе, времени и качестве адаптации, отношении воспитателей к любимому чаду, непременно приходят к вопросу выбора: предпочесть муниципальный или частный детский сад?

Хорошо там, куда пойдем

На первый взгляд, плюсы частного учреждения кажутся очевидными. Это возможность самому выбирать местопложение сада, отсутствие казенщины, хорошее материальное и техническое обеспечение, возможность приучать ребенка к социуму уже с года.

Директор и учредитель частного детского сада Галина Пескова, говоря о положительных сторонах пребывания ребенка в частном учреждении, обращает внимание, прежде всего, на малочисленность группы, в которой иногда может быть всего пять человек. Разумеется, при таком количестве детей есть все возможности индивидуального подхода к каждому ребенку.

Но и у муниципальных садов есть свои сильные стороны.

Руководитель МБДОУ детского сада комбинированного вида № 6 Людмила Базалеева среди главных плюсов государственного сада называет относительно низкую плату за место. Имеет значение и то, что в муниципальных садах существуют льготные категории: мамы-одиночки, многодетные семьи, вдовы и т. д.

Еще один существенный плюс "государственников" - жесткая подконтрольность на всех уровнях. "Бюджетные учреждения полностью прозрачны", - подчеркивает Людмила Базалеева.

Взаимодополняемость и никакого раздора

Заместитель начальника-начальник отдела дошкольного образования Управления администрации г. Белгорода Татьяна Березка поясняет, что частные сады начали появляться примерно 5 лет назад по взаимной и совпавшей инициативе "сверху и снизу".

Люди, мыслящие государственными масштабами, перевели данные о рождаемости детей в графическую форму и увидели, что, начиная с 2007 года этот показатель неуклонно повышался, достигнув своего пика в 2014 году. Эта ситуация привела к тому, что уже с 2010 года по всей стране стала ощущаться нехватка дошкольных учреждений, и несколько миллионов детей остались без мест в ДОУ.

Тогда правительство могло построить недостающие учреждения, но на это требовалось много времени и денег. Кроме того, из прогнозов следовало, что рождаемость после 2014 года неумолимо пойдет вниз, а это означало, что повторится ситуация 1995 года с опустевшими садами. В то время официальные лица, работающие в сфере дошкольного образования разве что не ходили по пятам за родителями, умоляя их быстрее отдавать детей в сады.

Тогда возникла мысль о развитии альтернативных форм дошкольного образования. Тогда же до этой идеи «созрели» и многие желающие открыть свои сады.

Законодательство относительно данного вида предпринимательства, изначально бывшее «плавающим», сейчас приняло более четкие формы и позволяет вести эту деятельность без излишних проволочек.

Исполнительный директор ассоциации ЧДС (частных детских садов) Ирина Борисова дает понять, что «муниципалы» и «частники» не являются конкурентами. Они занимают разные ниши, дополняя друг друга на рынке образовательных услуг.

Когда частные детские сады работают в правовом поле, у них не возникает лишних проблем, которые могут помешать их деятельности. Также с этими учреждениями нет трудностей у родителей.


Образовательные программы и в тех, и в других ДОУ должны соответствовать Федеральным государственным образовательным станадартам, в которых достаточно подробно расписаны принципы и цели этих программ.

Что же касается вопросов оснащения, то якобы плохая материальная база муниципалов — только миф. Муниципальные ДОУ оснащены всем для реализации образовательных стандартов, а частники, тем более, стремятся к тому, чтобы оборудовать свои учреждения всем необходимым.

Экспертное мнение

Преподаватель кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии НИУ "БелГУ" Наталья Фирсова:

Первый отличительный момент муниципальных и частных садов - численность групп и качество взаимоотношений, которое зависит от профессионализма и личности педагога.

Говорить о том, какому виду сада можно отдать приоритет, здесь бессмысленно, ведь одни дети вливаются в большой коллектив, и это дает им "толчок" в развитии лидерских качеств. В маленькой группе те же дети могут стать более пассивными, избалованными. Другим детям необходимо больше внимания для полноценного взаимодействия и развития их личности в меньшем коллективе

Образовательные программы - второе значимое отличие. В государственных садах, программа общепринятая и изменениям не подлежит, занятия проводятся только в этих рамках. Вот здесь практически каждым родителем овладевает некий миф о том, что частный детский сад сделает их ребенка умнее других детей за счет дополнительных занятий и нововведенных методик. Но и в государственных садах есть дополнительные образовательные услуги. А расширенная и углубленная образовательная программа - это критерий, который можно отнести и к достоинствам, и к недостаткам. У детей разные потенциальные возможности, и обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Чрезмерная умственная нагрузка в столь юном возрасте может отозваться сильной усталостью, раздражительностью, агрессивностью и пассивностью ребенка в дальнейшем.

 

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка