Что происходит с образованием в регионах ЦФО
Анализируем основные статистические показатели.
Государство всегда стремилось обеспечить достойный уровень образования для населения. Вклад в человеческий капитал оборачивается улучшенной производительностью труда и поднятым качеством жизни людей. Знания полезны и для самого человека. Всестороннее образование помогает справляться с беспрерывными технологическими новшествами, проникающими в нашу жизнь, и легче найти свое место в социуме.
Мы решили выяснить, сколько учебных заведений открыто в регионах присутствия ИА vRossii.ru, сколько ребят ежедневно посещает детсады, школы, техникумы, вузы, хватает ли воспитателей, учителей и преподавателей. А также какие мероприятия проводят в регионах, чтобы сфера образования соответствовала высоким стандартам качества.
Дошкольное/школьное образование
В семи интересных нам регионах дошкольную программу по состоянию на 1 января 2023 года осваивали 382,2 тыс. ребят. Это около 23% от численности всех воспитанников детских садов в ЦФО.
Относительно 2021 года численность детей, которых родители отводят в детские сады и ясли, уменьшилась во всех семи регионах в диапазоне от 3 п.п. в Липецкой области до 8 п.п. в Белгородской области.
По данным того же Росстата, 42,5 тыс. педагогических работников рассказывают дошкольникам об окружающем мире, развивают их логическое мышление и прививают первичные нравственные качества. За год количество воспитателей и нянечек сократилось практически на одну тысячу человек.
На начало текущего учебного года 3,3 тыс. школ распахнули свои двери перед младше- и старшеклассниками. По сравнению с 2022 годом, число учебных организаций, реализующих программы общего образования, сократилось на 77 штук. Более половины из этого списка закрытий относится к Курской области (минус 45 дневных школ, причем все упразднены в сельской местности). Лишь в Белгородской области количество учебных заведений увеличилось на три единицы.
Перед началом учебного года штат педагогов пополнился в трех субъектах – в Белгородской (+39 учителей), Воронежской (+233 уч.) и Тульской (+177 уч.) областях. Но данная позитивная динамика не отразилась на общем количестве педагогических работников. Их число все равно уменьшилось на 13 человек. Происходит это по причине потерь в других регионах. Брянская область недосчиталась 112 учителей, Курская – 268 человек, Орловская – 79 педагогов, Липецкая – 12 школьных наставников.
Среднее/высшее образование
К началу 2023/24 учебного года, число обучающихся по программам среднего профессионального образования, выросло в наших регионах на 4,5% или на 10,2 тыс. человек. Пять лет назад сообщество студентов в категории СПО заметно уступало сегодняшним показателям. В субъектах их количество увеличилось в границах от 1,4 тыс. в Курской области до 11-12 в Тульской и Воронежской областях.
Студенты по большей степени осваивают профессию инженера, изучают науки об обществе (юрист, бухгалтер, менеджер, парикмахер и т.д.), получают знания в сельскохозяйственной отрасли и медицинской сфере. Максимальное количество заявок от абитуриентов во время приемной компании поступает по следующим направлениям – программирование, сестринское и лечебное дело, экономика и бухучет, а также преподавание в начальных классах.
Не снижается и число педагогических работников. За год контингент преподавателей и мастеров расширился на 210 человек.
Напротив, количество образовательных организаций среднего звена образования сократилось в трех регионах – Воронежской, Липецкой и Тульской областях. В остальных субъектах оно оказалось неизменным.
Стабильна и цифра, отражающая число действующих высших учебных заведений, действующих в регионах. По данным Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ Рособразование) в 84 вузах занимается более 272 тыс. бакалавров, магистрантов и аспирантов.
Численность студентов увеличилось на 3 тыс. человек. При этом, количество профессорско-преподавательского состава продолжает уменьшаться. Например, по всей стране число преподавателей в вузах сократилось на 8 тыс. – с 223,1 до 215,1 тыс. чел. Снижение в будущем может быть компенсировано выпуском аспирантов и ординаторов, в тех обстоятельствах, когда их заинтересует работа в сфере образования.
Как помогают учителям?
Федеральные и региональные программы призваны поддержать работающих педагогов и привлечь в учебные заведения молодых специалистов. Каждый преподаватель в зависимости от присвоенной категории получает прибавку к заработной плате. Пять тысяч рублей выплачивается за классное руководство (под присмотр разрешается брать не более двух классов). Кроме того, учителям в зависимости от региона компенсируют в полном или частичном объеме расходы на услуги ЖКХ.
Скрашивают педагогические будни и нематериальные преференции – сокращенная рабочая неделя (одна ставка – 18 часов, можно дополнительно взять еще одну). Учителям гарантируется оплачиваемый отпуск от 42 до 56 дней. Один раз в три года преподаватель может отправиться на курсы дополнительного образования. При стаже в 25 лет учитель выходит на досрочную пенсию. При продолжении работы за ним закрепляется и пенсионные выплаты, и заработная плата.
Для преподавателей в сельской местности предусмотрена ежемесячная надбавка в виде 1,2 тыс. руб. Также с 2020 и по 2030 год действует программа "Земский учитель". Квалифицированному педагогу в возрасте до 55 лет выдается 1 млн рублей при заключении пятилетнего контракта с образовательным учреждением в сельской местности, поселках городского типа или в городах с населением до 50 тыс. человек.
Молодые кадры, только что закончившие обучение по специальности, устроившись на работу в школу могут получить подъемные и повышенный оклад. Для этого не должно пройти больше трех месяцев с момента завершения учебы.
Образовательные учреждения любого профиля нуждаются в притоке новых преподавателей. Возвращению престижа профессии способствуют как материальные бонусы, так и уважение со стороны детей и их родителей.
Хотите читать наши новости раньше всех?
Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других
ДобавитьПоследние новости
01.06.2017
30.01.2017