И создал человек из глины...
Культура<b>По известному библейскому преданию, человек был сотворен из глины, которая действительно обладает основными элементами биологической жизни. Видимо, именно поэтому так велика наша тяга к изделиям из этого природного материала. Из глины лепили горшки, вазы, тарелки, игрушки — да на что фантазии хватало. И сейчас люди не забывают древнее искусство. </b>
Забытая профессия
Наверняка, любому из нас хотелось бы узнать, как выглядит изнутри домик гончаров? Что это вообще за профессия такая — гончар? Что можно сделать из тяжелого и бесформенного куска глины? На все эти вопросы могут ответить лишь сами гончары — хранители русских традиций из Липецкой области.
Задонск известен многим россиянам в первую очередь из-за храмов и святынь, находящимся в маленьком городке. Но здесь есть и уникальные мастера, которых очень мало в нашем регионе — гончары. Большая вывеска возле входа в дом сразу "предупреждает": это территория гончарного промысла, творческих людей. Небольшой дом с виду ничем не примечателен. Но, когда входишь внутрь, первая мысль — в каком веке ты сейчас оказался? Повсюду на столах стоят глиняные горшки, изящные вазы, всевозможная домашняя утварь, игрушки и свистульки, на стенах развешаны картины. И посреди всех этих старинных, на первый взгляд, предметов находятся сами мастера: они за любимой работой. Забытое ремесло вновь становится реальностью под умелыми руками гончаров.
Не боги горшки обжигают
Всего гончарным промыслом сейчас занимаются трое мастеров: Владимир Ряжских, Надежда Чурсина и Александр Алехин. История создания дома гончаров уходит далеко в прошлое. Еще в советские года в художественной мастерской занимались десять человек, у них было большое здание, множество заказов, снабжение расходными материалами. Но после развала Союза заказы поубавились, остро встал вопрос: в какую сторону шагнуть дальше.
Владимир Ряжских, художник по профессии и гончар с почти 20-летним стажем, вспоминает:
- И тут прозвучала фраза: "А давайте гончарным делом займемся" . Государство тогда поддерживало народные промыслы. Сначала работа была такая: сиди и лепи, тренируйся. Сами не знали, что и как нужно делать, рассчитывали лишь на свою фантазию. Чуть позже пошли уже семинары, накапливались опыт и знания в ходе работы и общения с потомственными гончарами из разных деревень, городов и областей.
Когда у мастеров скопились работы, их пригласили на первую выставку в село Доброе. Их заметили, наградили дипломами. Уже потом гончары и их работы стали известны и за пределами области — в Твери, Вологде, Воронеже, Москве, стали частыми гостями "Куликова поля" — музея-заповедника, где собираются мастера со всего бывшего СССР.
Слепили из того, что было
Сначала мастера лепили, что придется, что получится, не владея ни ремеслом, ни знанием исторических предшественников современных изделий. Но вскоре возникло решение: ориентироваться на традиционную керамику.
- Мы поняли, что нечего изобретать велосипед, - подчеркивает Владимир Ряжских. - Александр Алехин, Надежда Чурсина и я стали искать информацию об исконно русской гончарной посуде. Оказалось, что там необычайное множество форм. Ездили по селам, чтобы узнать о тонкостях гончарного дела. Село Юрьево, село Карачун, Ксизово — там археологи находили посуду конца 19 века, пятого века и даже стоянку пещерных людей с их нехитрой утварью. Вот на раскопках мы и изучали керамику, плотность горшка или вазы, орнаменты. Сейчас появились и книги, профессиональная литература. Жаль, что имен старинных мастеров практически не сохранилось. В мастерской гончары делают посуду из глины на специальном гончарном круге. Горшки, вазы, корчажки получаются такими, какими они были еще при наших прадедушках и прабабушках. На многих изделиях красуется традиционный узор — волна и продольные линии, символизирующие Дон и его берега.
Игрушка-романушка
У гончаров есть два основных направления: традиционная гончарная керамика и традиционная романовская игрушка. Сувениры из глины — игрушки, свистульки, панно, колокольчики — изготавливаются на продажу. Но, конечно, эти вещи — на для массового покупателя. Ценителей истории и русского промысла пока что немного. Но на фестивалях, выставках изделия расходятся, люди берут вещи ручной работы в качестве подарков, сувениров и даже предметов повседневного обихода. Мастера не забывают передавать свои знания: в доме гончаров два дня в неделю премудростям лепки романовской игрушки учатся дети. В основном, это ребятишки со 2-го по 5-ый класс, приезжают школьники из других городов на экскурсии и уроки, были даже дети из Москвы. Для них занятия — это не только учебный процесс, но и интересное хобби, веселое времяпрепровождение. А глина — подходящий экологический материал, из которого можно вылепить хоть медведя, хоть птичку-свистульку.
Замыкая круг
Но самое интересное —сам процесс: как из-под рук мастера, работающего на старинном гончарном круге, выходит настоящий горшочек. Такое можно увидеть, пожалуй, лишь в каком-нибудь старом фильме. Со стороны кажется, что это очень просто: взял кусок глины, а электрический гончарный круг сам делает изделие. Но на деле без мастерства ничего не получится, настолько тонкий это труд: малейший камешек или неосторожное движение — и вся работа насмарку. Гончар приминает форму изделия изнутри, а снаружи разглаживает, делает узор или выпуклость.
Глядя на полки, стеллажи и столы, уставленные глиняными игрушками, посудой, вазами и панно разных форм и размеров, понимаешь, насколько богато наше прошлое, ведь все эти замысловатые вазы и куманцы (объемный кувшин) придумали еще наши далекие предки. И также понимаешь, как здорово, что сейчас есть умельцы, воссоздающие прекрасные, несправедливо забытые ремесла. "Без ремесла - как без рук", гласит русская народная мудрость, а без прошлого — нет и будущего.