На деньги президентского гранта воспитанников Усманской колонии учат миролюбию
КультураЛипецкая областная детская библиотека в текущем году по итогам конкурсного отбора стала обладателем гранта президента России. Распоряжение о присуждении грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства Дмитрий Медведев подписал в конце марта. Средства гранта предназначены на осуществление проекта "Школа миролюбия: социокультурная реабилитация подростков, отбывающих наказание в исправительной колонии".
Как рассказала корреспонденту ИА vRossii.ru заведующая сектором рекламно-издательского отдела Ольга Гаврикова, в рамках проекта выделены три комплексные познавательно-развивающие программы:
- "Мы вместе!" – социально-развивающая программа по формированию основ правовой культуры для воспитанников 16-18 лет;
- "Искусство мира" – эмоционально-развивающая программа по развитию основ общекультурной компетентности для воспитанников 16-18 лет;
- "Русские мальчики" – познавательно-развивающая программа историко-патриотического содержания для подростков 14-15 лет.
Участники проекта – воспитанники Усманской воспитательной колонии для несовершеннолетних, а это около сотни молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, разделены на три группы. В первой группе (около 30 человек) – подростки 14-15 лет, во второй и третьей группах – также по 30 человек в возрасте 16-18 лет. Каждый воспитанник колонии задействован в одной из трех программ. Занятия проходят 1 раз в месяц и будут проводиться до конца года.
Каждая программа имеет конкретные задачи с учетом возрастных и социальных особенностей подростков и молодых людей, находящихся в ГУ "Усманская воспитательная колония" из трех субъектов Российской Федерации: Рязанской, Тамбовской и Липецкой областей.
Программа "Мы вместе!" нацелена на социальную адаптацию юношества в эпоху глобальной информатизации и осуществляется сотрудниками медиацентра с использованием ресурсов Центра правовой информации библиотеки. Специалистами этого отдела проводятся ролевые, интерактивные игры, диспуты и диалоги.
На использование методов библиотерапии и арттерапии с демонстрацией книжных коллекций и аудиовизуальных изданий фонда отдела мировой и региональной культуры библиотеки ориентирована программа "Искусство мира".
На формирование патриотических и духовно-нравственных качеств подростков направлена программа "Русские мальчики". В рамках её реализации сотрудники библиотеки применяют творческие задания: сюжетно-ролевые игры, игру-драматизацию, театральный этюд, импровизацию.
Работники библиотеки регулярно проводят лекции и тематические занятия с воспитанниками. В июне специалисты библиотеки ездили в Усмань дважды. Внеплановое посещение колонии организовали по просьбе воспитанников – многим ребятам нравится творчество Владимира Высоцкого, и библиотекари провели музыкальный вечер памяти незаурядного актера и барда.
Сейчас в работе "Школы миролюбия" вынужденные каникулы, это связано со спецификой работы колонии. Но уже в сентябре встречи воспитанников и библиотекарей возобновятся.
Специалисты областной детской библиотеки расскажут ребятам об избирательном праве, проведут деловые и ролевые игры, а также фестиваль правовых знаний; познакомят с историей школьного обучения мальчиков в России; подростки узнают об этических нормах и нравственных ориентирах в поисках своего я, об искусстве художников-импрессионистов и др.
В реализации проекта "Школа миролюбия" принимает участие психолог библиотеки, который будет работать с воспитанниками по методикам международного проекта "Альтернативы насилию". Это тренинги по повышению самооценки, создание атмосферы доверия, умение слушать и отстаивать свою позицию, сохраняя уважение к себе и окружающим, умение взаимодействовать со сверстниками и обществом в целом. В России реализация проекта "Альтернативы насилию" осуществляется с 1992 года.
Часть средств, выделенных по проекту, будет израсходована на приобретение научно-популярных изданий, обучающих и развивающих медиаизданий, которые пополнят фонд библиотеки Усманской воспитательной колонии.
Сотрудники библиотеки уверены, что роль и значимость проекта в силу его специфики невозможно оценить в количественном или материальном эквиваленте. Они надеятся, что работа с молодежью группы риска позволит сформировать у этих подростков чувство уверенности в себе, осознание своей социальной значимости, будет способствовать более успешной адаптации каждого из них в современном обществе.