Наверх
vorle.ru

"Чайка" Бобровского или какой вообще она должна быть?

Культура

В минувшую пятницу в Липецком государственном академическом театре драмы имени Л. Н. Толстого состоялась премьера спектакля "Чайка" по одноимённой пьесе А. П. Чехова в постановке главного режиссера театра Сергея Бобровского.

Пьесы Чехова – классика русского театра - тем не менее остаются одной из загадок и сегодня. Так, почти каждый взрослый читал в своё время "Чайку", да и школьники знакомы с этим произведением. И у каждого из них сложилась своя "Чайка", свое представление о том времени, понятная только им картина действия. И очень хотелось узнать, какой "увидел" "Чайку" режиссер театра Сергей Бобровский, какой воплотил в жизнь и похожа ли она на ту, что сложилась в нашем воображении.

Актрису театра, ценившую красивые наряды и тяготеющую к славе, сыграла заслуженная артистка России Ольга Мусина На первый взгляд представляется, что спектакль о несчастной любви и несбывшихся надеждах...

Но вот перед нами первое действие – на сцене парк и эстрада для домашнего спектакля, действующие лица: Маша (Маргарита Романова) и Семён Семёнович Медведенко (Владимир Борисов) ведут разговор о своей несчастной жизни. Вскоре импровизированный зрительный зал заполняется зрителями – ожидается постановка новой пьесы Константина Треплева. Интересный приём "сцена в сцене", Нина Заречная с монологом: "Люди, львы, орлы и куропатки …" - и атмосфера спектакля уже наполняет зрителей своим содержанием.

На первый взгляд представляется, что спектакль о несчастной любви и несбывшихся надеждах, о свободном стремлении к полёту и столкновении с реальной действительностью. Да, всё это есть. Но только лишь это пытается донести до нас режиссёр репликами и жестами героев? В пьесе автора интересовал внутренний мир персонажей, а не столько сама интрига или борьба противоположных характеров. Так и здесь, мало действий, серые декорации и очень много разговоров.

О свободном стремлении к полёту и столкновении с реальной действительностью... Но только лишь это пытается донести до нас режиссёр?..

В деревне, в нежном мире надежд, жила девушка по имени Нина (Лилия Ачкасова) и пленилась она мечтой стать артисткой. Неподалеку жил влюблённый в неё молодой человек Константин Треплев (Евгений Азманов). И Нине казалось, что она любит Константина. И вот молодые люди столкнулись со всеми перипетиями жизненного уклада, с настоящей жизнью, где порой бывает грубо и трудно. Удастся ли им преодолеть препятствия и остаться в гармонии с собой и окружающими?..

На долю студентки колледжа искусств им. К. Н. Игумнова Лилии Ачкасовой выпала нелёгкая задача исполнить роль Нины Заречной. Яркий, эмоциональный образ, требующий и большой работы, и внутренних сил. У актрисы получается сыграть и нежную влюблённость, и безумную любовь, и восторг, и ожидание перед будущей профессией, и, конечно, умение терпеть.

Мы видим, что Нину Заречную жизнь не сломила. Она пережила и разрыв с любимым человеком, перед чьим талантом преклонялась, и смерть ребёнка, и одиночество, и отсутствие поддержки при первых шагах к воплощению мечты стать актрисой.

Главное действующее лицо пьесы – ...и почти никем не понимаемая в её внутренней жёсткой иронии

В последнем действии мы слышим от Нины признание: "Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – всё равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а умение терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни".

А Константин Треплев сломился при столкновении мечты с действительностью: "Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идёте, а я всё ещё ношусь в хаосе грёз и образов, не зная, для чего и кому это нужно. Я не верую и не знаю, в чём моё призвание".

Евгений Азманов, сыгравший Константина Гавриловича, справился со своей задачей. Его герой получился убедительным, ему веришь безоглядно, переживаешь и сочувствуешь вместе с ним. Образ получился одновременно и сильным, и чувствительным.

Ирина Николаевна Аркадина – интересный персонаж, тонкий, глубокий и чувственный. Актрису театра, ценившую красивые наряды и тяготеющую к славе сыграла заслуженная артистка России Ольга Мусина. Ей с лихвой удаётся передать весь экспрессивный характер, проявляющийся в общении с сыном Костей, с Борисом Тригориным, любовь к сцене, городу, радость и предвкушение от предстоящей поездки в город, печаль и тоску в деревне.

На долю студентки колледжа искусств им. К. Н. Игумнова Лилии Ачкасовой выпала нелёгкая задача исполнить роль Нины Заречной А Константин Треплев сломился при столкновении мечты с действительностью:

Максим Дмитроченков роль Бориса Тригорина играет естественно, спокойно, как настоящий профессиональный артист. Его мимика, жесты, слова, поступки, пусть и не всегда положительные, с ходом спектакля оправдывают себя.

Точно понял авторский замысел "Чайки" выдающийся общественный деятель и литератор Анатолий Кони, заметивший, что главное действующее лицо пьесы – "это сама жизнь… обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в её внутренней жёсткой иронии"...

"Чайка" - это трудный путь героини, стремившейся к своей мечте и обретшей внутреннюю свободу парящей птицы, пройдя сложный путь через любовь и испытания. Бобровскому хорошо удалось передать трагизм, который нарастал с каждым жестом, новым платьем и очередным диалогом. Сцена мрачнеет, тонет в сумраке, белые наряды превращаются в черные, на лицах героев больше нет улыбок, не слышится смех, а только чувствуется привкус слез и плач дождя за окном. И ружье, которое не раз появляется в пьесе, обязательно должно выстрелить...

И ружье, которое не раз появляется в пьесе, обязательно должно выстрелить... Такую ли

Такую ли "Чайку" ждали липецкие зрители? И какой вообще она должна быть? Нашла ли публика в спектакле новизну и оригинальность режиссёрских находок? Или кто-то увидел строгое следование тексту? Так или иначе, судить будет каждый по-своему.

Этот спектакль надо прочувствовать. Возможно, стоит перечитать пьесу, или наоборот, понять его таким, каким он был задуман режиссером. В любом случае, его надо увидеть.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка