Наверх
vorle.ru

Куда финансовый кризис "привезёт" липецкий автобизнес?

Транспорт

В Липецке 40 автосалонов, 10 из которых являются крупными. Что изменилось в условиях кризиса на липецком авторынке, насколько возможно сейчас купить новую машину и каков дальнейший прогноз развития автобизнеса - в нескольких крупнейших автосалонах Липецка узнавал корреспондент Gorodlip.ru.

На вопросы корреспондента о согласились ответить директора и руководители отдела продаж пяти автосалонов Липецка:

- руководитель отдела продаж автосалона «Джапанавто» (Mitsubishi) Андрей Костяев,

- генеральный директор автосалона «Сатурн-Л» (RENO) Виктор Моисеенков,

- директор автосалона ООО «Центравто» («Ssang Yong» ) Геннадий Бессонов,

- директор автосалона Автоцентр Инком-Липецк (Volkswagen) Евгений Мерзликин,

- директор автоцентра «Аист» («ТАГАЗ», «ВАЗ») Олег Трегубов.

Несмотря на кризис, во всех опрошенных автосалонах до начала декабря в целом продажи оставались примерно на том же уровне, что и в два первых месяца осени. Некоторые отмечают тот же уровень проходимости, но снижение покупательской активности в ноябре до 20% по сравнению с концом лета – началом осени.

Как отметил руководитель отдела продаж автосалона «Джапанавто» Андрей Костяев, несмотря на начинающийся кризис, на данный момент в регионах падение спроса не так сильно заметно, как в Москве. Что касается Липецка, практически все автоцентры-дилеры иностранных марок авто отмечают, что за автомобилями и сервисным обслуживанием к нам специально приезжают из соседних областей (Тамбов, Воронеж, Орёл и даже Москва), несмотря на то, что там находятся дилеры тех же марок. Это также повышает показатели покупаемости автомобилей.

Однако, если раньше для покупателя было обычным делом взять автомобиль в кредит, то сегодня ситуация выглядит по-иному, и это можно проследить в цифрах.

Итак, в данных автосалонах до кризиса была примерно одинаковая ситуация по соотношению между покупками автомобилей в кредит и за наличные: в кредит, конечно, брали чуть больше – около 60% покупателей. На сегодня в разных автосалонах по-разному: где-то в кредит берут всего 20-25% покупателей, а где-то и вовсе 1%. Остальные проценты распределились между теми, кто вообще вынужден отказаться от покупки и теми, кто спешно берут автомобиль за наличные деньги (в некоторых автосалонах этот процент достигает 85% от всех проданных за месяц автомобилей). Особенно это касается популярных среди населения, так называемых, народных марок от разных производителей.

Автокредит сегодня – миф или реальность?

Получить авто в кредит сейчас действительно, гораздо сложнее, чем до кризиса. Раньше и проценты были сравнительно невысокие – в некоторых банках от 9%, и программы самые разные, вплоть до 0% годовых при условии возвращения суммы кредита в течение года – по факту рассрочка платежа.

На какое-то время в октябре-ноябре многие банки прекратили кредитование, некоторые объявили себя банкротами и были куплены более крупными. Сейчас банки оправились от первой волны кризиса. Однако кредит уже взять нелегко. Основными банками, являющимися лидерами по автокредитованию в Липецке являются Русфинансбанк, Росбанк, Сбербанк, Газпромбанк. Но если Сбербанк старается сохранять сравнительно небольшие ставки по кредиту (от 13%), то требования к заёмщику очень сильно возросли. С вас потребуют массу дополнительных справок: помимо 2НДФЛ у вас должен быть поручитель и т.д. Имеет значение также ваша кредитная история, сумма первоначального взноса и сумма нужного вам кредита. В Русфинансбанке, напротив, с документами всё проще – есть даже экспресс-кредит, когда от вас требуется только паспорт и водительские права, но кредитная ставка – от 18 до 25%. В автосалонах в сложившейся ситуации дают совет - заполняйте анкеты на получение автокредита сразу в нескольких банках, представленных в салоне. Там, где откажет банк с высокими требованиями к заёмщику, даст положительный ответ банк с высокими ставками по кредиту. Однако по опыту автосалонов нынешней осенью, многие покупатели ни психологически, ни финансово не готовы к 20% годовых.

Покупателей марки RENO в автосалоне кредитует собственный банк этого производителя, он же кредитует и покупателей марки Nissan. В России, и в частности, в Липецке, операции этого французского банка осуществляются через Юникредитбанк, который по-прежнему выдаёт автокредиты. Более того, банк предоставляет даже беспроцентный кредит, правда при условии 50% предоплаты и выплаты оставшейся суммы в течение года.

Кстати, чтобы максимально снизить процент выплат по кредиту, работники банков и некоторых автосалонов советуют брать его в долларах: в американской валюте выплаты по кредиту держатся в пределах 9% годовых. Правда, если доллар будет более 32 рублей, банки всё же произведут перерасчёт. Более того, работники банков советуют брать кредит именно в долларах, мотивируя это тем, что кризис – явление временное, и рост доллара, соответственно, тоже. Рано или поздно его стоимость снова упадёт, таким образом и проценты по кредиту станут «дешевле». Правда, стоит заметить – нужно же чем-то отдавать до тех пор, пока они станут дешевле, а это сегодня не у всех может получиться из-за нестабильности на рынке труда.

Обвала цен на авто не будет?

Как предположил генеральный директор автосалона «Сатурн-Л» Виктор Моисеенков, кризисная ситуация на отечественном авторынке может приобрести самые разные варианты развития событий. В последние годы спрос на автомобили в России рос высокими темпами. Если на Западе во многих семьях речь идёт уже о приобретении второго автомобиля, то в России у многих нет и первого. Особенно если учесть, что для многих россиян автомобиль – не просто средство передвижения, но и средство зарабатывания денег. Несмотря на экономический кризис, спад покупательской активности в этой сфере в России будет гораздо меньше, чем в Европе. Таким образом, тенденции в спросе могут быть выражены и в увеличении доли продаж отечественного автопрома, и в повышении спроса на подержанные машины.

Развивая тему автокризиса в Европе и в России, директор автосалона «Аист» Олег Трегубов и вовсе выразил уверенность в том, что ещё до начала кризисной ситуации западные автопроизводители предвидели спад спроса в Европе и увеличение спроса в России. Таким образом, падение цен на Западе из-за снижения покупаемости автомобилей и увеличение цен в России, предполагаемое всеми иностранными производителями после нового года, было запланировано ещё в начале 2008 года. Кризис, возможно, лишь усугубил ситуацию. Что же касается самого отечественного автопрома, то повышение цен запланировано и здесь, только гораздо ниже, чем у иностранных производителей – не более 3%, что конечно же, ставит отечественный автопром в более выгодное положение. О повышении цен после Нового года, несмотря на всеобщее ожидание огромных скидок, в той или иной степени говорят все опрошенные автосалоны. Снижения цен не будет.

Во-первых, производитель так или иначе не станет работать в минус – он не может опустить цену ниже первоначальной стоимости автомобиля или сработать «в ноль». Скидки и акции в следующем году, так же как и в прошлом, конечно, будут. Но они будут зависеть от спроса на различные марки автомобилей или определённые их модели, многое будет зависеть от ценовой ниши тех или иных автомобилей. Директор автосалона ООО «Центравто» Геннадий Бессонов уверен – переплачивать за бренд в новом году покупатели спешить не будут. Среди марок и моделей они выберут альтернативу по принципу хорошее качество/доступная цена.

Во-вторых, каждый год происходит подорожание автомобилей на 5%, это стандартное условие всех производителей. Если прибавить к этому ещё и увеличение пошлин на все ввозимые на территорию России иномарки, а также инфляцию и общее повышение цен в новом году, подорожание на некоторые марки автомобилей по самым смелым подсчётам дойдёт до 15-20%. На автомобили марки Mazda цены уже в ноябре текущего года увеличились на 10%. Ниже будут стоить лишь те машины, чья досборка производится в России – такие автомобили в новом году подорожают возможно лишь на 10%.

Всё это становится очевидным уже сейчас: как рассказал директор автосалона "Автоцентр Инком-Липецк" Евгений Мерзликин, в договоре на заказ машины марки Volkswagen с приходом через 4-6 месяцев уже на данный момент появился пункт, предупреждающий покупателя о возможном повышении цены на 20%.

Что касается вторичного рынка автомобилей, он, по сведениям директора автосалона ООО «Центравто» Геннадия Бессонова тоже переживает не лучшие времена. Многие покупатели автосалона и рады бы приобрести машину, даже в кредит и даже с высокими процентами, однако для этого им нужно продать уже имеющуюся. Но авторынок забит б/у автомобилями. Покупатели хотят приобрести машину почти в отличном состоянии, но очень дёшево. Они не торопятся покупать бывший в употреблении автомобиль в ожидании, что скоро цены на вторичном автомобильном рынке ещё больше упадут из-за кризиса.

Стоит ли вообще покупать машину в кризис?

Итак, в кредит не составляет взять труда машину лишь тем, кто готов внести большую сумму предоплаты, предоставить все необходимые и более чем необходимые документы и тем, кто готов на высокие проценты. Не составит труда сегодня взять машину и за наличный расчёт, это также отмечают все опрошенные автосалоны. Причем, независимо от кризиса.

В конце года всегда бывают скидки – кто снижает цены на определённые марки автомобилей, кто-то из производителей предоставляет комплект зимней резины бесплатно, кто-то предоставляет спецпредложение по КАСКО и т.д. Как и во многих других сферах торговой деятельности, для автосалонов важно дораспродать автомобили данного года выпуска с липецких складов, поэтому сейчас самое лучшее время для покупки понравившегося авто – с автосалоном можно договориться о скидке. Особенно это касается дорогих машин (более 1,5 млн.) или мощных машин с большим объёмом бензинового двигателя, которые значительно уступают по покупаемости таким же машинам с дизельным двигателям – липчане, как оказывается, умеют экономить на топливе.

Как признался один из руководителей отдела продаж, менталитет автолюбителя таков, что даже если машина всего месяц стоит в автосалоне, но она предыдущего года выпсука, в глазах покупателя такая машина несколько теряет ценность. Некоторые производители во избежании подобных ситуаций ставят своих дилеров в жёсткие рамки, как например, Mitsubishi: автомобили этой марки должны продаваться в течение 60 дней, иначе действуют штрафные санкции в отношении автосалона. Так что в некоторых автосалонах Вам сделают скидку на такой автомобиль, как перед новым годом, так и после него.

Так что если сейчас есть деньги, лучше вкладывать их в машину: на квартиру всё равно не хватит, а через год-два с учётом инфляции и повышения цен вы останетесь в выигрыше при её продаже.

Что же касается прогнозов по объёму автопродаж в Липецке на следующий год, то в большинстве автосалонов планирование завоза автомобилей на начало 2009 года состоялось ещё до кризисной ситуации: определённое количество машин уже заказано и поступит с заводов в автосалоны в любом случае. Конечно, некоторые производители всё же попытались скорректировать количество поставляемых в Россию иномарок - все опрошенные липецкие автосалоны, кроме отечественного "АвтоВАЗа", говорят о сокращении производства и поставок автомобилей на российский рынок. Однако они же отмечают, что это практически не будет заметно для липецкого покупателя. В начале следующего года свободных для продажи машин различных марок, представленных практически всем модельным рядом, будет достаточно, чтобы заказав понравившееся авто, покупатель мог дождаться его в короткие сроки и в нужной комплектации - никаких очередей. Разве что с цветом возможны перебои.

И хотя в некоторых автосалонах утверждают, что отсутствие очереди не связано с кризисом, совершенно очевидно, что она в нынешней ситуации для производителей и дилеров совершенно невыгодна. Ждать покупатель уже не будет, он просто приобретёт машину другой марки или в другом салоне.

Таким образом, привлекать покупателя в следующем году производители собираются свободной продажей автомобилей, соотношением хорошего качества и доступной цены (насколько это возможно с учётом подорожания) - многие производители сделают ставку на «народные» марки автомобилей, которые как раз и будут рассчитаны на такое соотношение. Кстати, один из путей выхода в ситуации кризиса руководство автосалона «Центравто» видит в расширении услуг автосервиса до обслуживания автомобилей всех марок.

В ситуации кризиса неплохо себя чувствует отечественный автопром. Государство выделило определённую сумму для его поддержки, что делает российских производителей менее зависимыми от роста цен денежных ресурсов, чем иностранцев. Финансирование должно также сказаться и на более слаженных действиях отечественных производителей и их дилеров – заказать понравившийся автомобиль в следующем году должно быть легче.

Что касается покупательской активности в новом году, то факторов, от которых она зависит множество. Руководители автосалонов признают, что Липецк – достаточно богатый город. Не случайно в последние годы, как только выпускается новая модель какой-либо марки, она тут же появляется в Липецке. В этом году автосалоны в нашем городе подумывали открыть ещё несколько очень уважаемых производителей.

Однако кризисная ситуация в Липецке будет во многом зависеть от НЛМК как градообразующего предприятия. Множество покупателей как отечественных автомобилей, так и иномарок – именно рабочие НЛМК. От того, как переживёт кризис предприятие, сколько будет уволено человек, будет во многом зависеть покупательская активность липчан.

В ближайшем времени от покупательской активности автосалоны ожидают следующего: в «Джапанавто» самым «спокойным» ожидается декабрь уходящего года, в связи с этим планируются определённые скидки. Но большинство опрошенных автосалонов всё же называют самыми непредсказуемыми январь-февраль 2009 года, а вот в декабре, напротив – увеличение спроса, в том числе и на отечественные автомобили. О скидках на определённые модели «АвтоВАЗ» уже позаботился.

Выводы:

В целом же сейчас планировать что-то непросто – в полной мере ситуация будет понятна только после НГ. Одно ясно – план продаж у всех производителей скорректируется к уменьшению, во всех автосалонах Липецка и не только. Некоторые не исключают и такого поворота событий, как сокращение персонала.

Однозначно предсказывают закрытие мелких автосалонов. Неизбежно также подорожание автомобилей. Более того, некоторые руководители уверены – даже после того как кризис минует, снижать ставки по кредитам банки не будут, также как и автопроизводители не снизят цен на свои авто. К тому времени население уже привыкнет к высоким цифрам, а инфляция и подорожание сделают снижение ставок и цен бессмысленным.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ



подписка