Наверх
vorle.ru

По святым местам

Туризм и отдых

Отдыхаем не только телом, но и душой.

В последние годы все больше популярным становится паломнический (религиозный) туризм.

Главное в этом виде путешествий — знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия.

Экскурсия может быть также и частью паломничества, но только не главной и вовсе не обязательной, а лишь вспомогательной составляющей. Главное в паломничестве — это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество — это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Если делить паломнические туры по региональному признаку, то можно выделить направления, в которые чаще всего отправляются паломники. Это, в первую очередь, Северо-Запад и Центр России, самая развитая часть страны, которая была еще в Средние века, во времена возникновения христианства и его развития на Руси. Очень много паломников отправляется в путешествие в Москву, Задонск (Липецкая область), Курск.

Коренная пустынь

Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь. Это один из первых монастырей, расположенных в 30 километрах от Курска, в местечке Свобода.

В 1295 году 8 сентября два охотника промышляли в лесу в 28 километрах от Курска. Вдруг один из них увидел, утверждает летописец, "близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это, оный муж поставил честно обретенную им икону "Знамение" Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси". Место явления святыни стали посещать паломники.

Это историческое событие запечатлено в скульптурной композиции, которая установлена справа при входе в монастырь. Ее автор – курянин, знаменитый скульптор, народный художник России, академик, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков.

Сам же монастырь был основан по указу царя Федора Иоанновича в 1597 году.

В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году – престол Преображения Господня.

После революции монастырь был закрыт и начал возрождаться только в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Стали восстанавливаться монастырские постройки, реставрироваться оставшиеся храмы. Сейчас на территории монастыря действуют четыре храма. Паломники могут набрать воды из десятка святых источников.


Традиционно, в июне в местечке Свобода проходит Коренская ярмарка, которой предшествует крестный ход с иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Святыню переносят из Курска в Коренную пустынь на летнюю квартиру.

На берегу Дона

В 1610 году два благочестивых старца московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав более удобное место, поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Именно эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь.

Вначале, пользуясь обилием леса, они построили на полугоре при впадении речки Тешевки в реку Дон первую деревянную церковь во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери. Вначале монастырь назывался Задонским Тешевским Богородицким.

Удачно расположенный в центре России, он стал местом пересечения паломнических потоков, по которым одни двигались в Святую Землю на богомолье в Иерусалим, другие в древний Киев к святыням Киево-Печерской лавры. Благодаря молитвенным подвигам и просветительским трудам святителя Тихона значение Задонской обители необычайно возросло, и многочисленные богомольцы, отправляясь в дальние паломничества, когда встречали на пути этот вознёсшийся над Доном монастырь, спешили непременно войти в него и поклониться мощам задонского чудотворца.

К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из шести храмов, колокольни, странноприемного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек.

После революции в стенах обители размещались районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината.

В марте 1991 года приняли монашеский постриг первые пять послушников обители. А в августе состоялось торжественное перенесение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель.


Восстановление монастыря началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Постройки бывшего монастыря возвращались истинным хозяевам не сразу. Только в 2003 году был завершен процесс возвращения строений, принадлежавших монастырю до революционных событий.

Святая Матрона

В Москве много храмов, монастырей. У каждого из них своя история, своя судьба. Особое место среди них занимает Покровский монастырь, где находятся мощи святой Матроны.

Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области в бедной семье Димитрия и Наталии Никоновых. От рождения Матрона была не просто слепой, у нее совсем не было глаз, но Господь даровал ей духовное зрение. С ранних лет блаженной Матроне были ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К избе Никоновых, к слепой девочке шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги.

В 1925 году Матрона перебралась в Москву, прожила в ней до конца своих дней. Прежде всего Матрона молилась за людей. В день она принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерениями. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Свою кончину святая Матрона предвидела заранее. Три дня она принимала всех без ограничений, пособоровалась, причастилась. Отпеть себя велела в храме Ризоположения на улице Донской, а похоронить - на Даниловском кладбище. 2 мая 1952 года она умерла.. На ее могиле люди получали исцеления, совершались чудеса.

Блаженная предсказывала, что после ее смерти "через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу".

В апреле 1998 года мощи Матроны были перенесены в Покровский монастырь.

С этого времени, ежедневно, тысячи человек готовы отстоять многочасовые очереди, чтобы обратиться к святой в решении своих проблем, избавлении от болезней.


Стоит помнить

Собираясь в паломнический тур, вы должны представлять, что вас ждет. А именно: ранние подъемы, многочасовые церковные службы, долгие поездки на автобусах и утомительные пешие переходы. Такая нагрузка в течение нескольких дней может оказаться очень тяжелой даже для физически крепкого взрослого человека. Поэтому стоит задуматься о том, насколько необходимо брать с собой больных или маленького ребенка.

Отправившись в поездку по святым местам, придется соблюдать некоторые правила. Женщинам не стоит надевать вызывающую одежду и украшения, а также пользоваться яркой косметикой. При входе в храм они должны покрыть голову. Мужчины же, наоборот, — обязательно снять головные уборы. Для долгих пешеходных экскурсий лучше взять с собой удобную обувь. Но посещение храмов в спортивной одежде не разрешается.

Фотографирование и видеосъемка ведутся только в местах, где они разрешены. Если правила фотовидеосъемки в данном храме или монастыре специально не оговорены, все равно лучше попросить разрешения у священника.

Если поездка рассчитана на несколько дней, то в стоимость тура входит проживание в паломнических центрах, а также одно-двухразовое питание. Отдельно оплачиваются туристами пожертвования в храмах, входные билеты на экскурсии.

Но главное, конечно, не уровень комфорта такого путешествия, а духовная составляющая — в приобщении к православной культуре, в богослужениях и беседах со священнослужителями. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл однажды сказал, что люди, отправляющиеся в тур по святым местам, должны садиться в автобусы туристами, а выходить из них паломниками.

Печать

Последние новости

Яндекс.Директ